Зачем уличное искусство Воронежу и воронежцам?: дискуссия в книжном клубе

26 июня в 19:00 в книжном клубе «Петровский» в рамках фестиваля «Город прав» прошла дискуссия «Зачем городу и горожанам фестивали уличного искусства. Провел мероприятие со-куратор Проекта стрит-арта «Здесь» Ирина Аксенова.
 
В начале мероприятия посетителям был продемонстрирован небольшой видеоролик, посвящённый деятельности райтеров (художников, занимающихся уличным искусством) в Воронеже и других городах России. Как рассказала Ирина, в 2013 году в Воронеже прошёл первый фестиваль уличного искусства. В нём приняли участие две группы из Германии, а, также, райтеры из Москвы, Подмосковья, Нижнего Новгорода, Воронежа. У Проекта «Здесь», по словам Ирины, есть, также, планы на август этого года по проведению стрит-артовых мероприятий в Воронеже.
 
Затем последовала презентация, в ходе которой Ирина Аксёнова подробно рассказала о том, что такое уличное искусство, каково его значение. Стрит-арт – это визуальное искусство городской среды, часто созданное несанкционированно, вне традиционных институтов искусства. Но, как отметила Ирина, возможна и необходима демаргинализация стрит-арта. Сюда относятся граффити, трафареты, инсталляции, стикеры, скульптура, видео-проджектинг, ярн-бомбинг  (вязание для улиц (по-английски yarn bombing, дословный перевод «взрыв пряжи; последователи этого вида вязания делают работы для городских объектов, неодушевленных предметов), Lock on  (стиль уличного искусства, где художники устанавливают скульптуру в общественном месте с использованием цепей, деталей старых велосипедов и т. д.). В России проводится более 10 ежегодных фестивалей уличного искусства, часть из которых является крупнейшими в Европе.
 
Понятие уличного искусства рассматривается в манифесте художника Тимофея Ради: «С определением уличного искусства существует одна проблема – этого определения не может быть. Но с уверенностью можно сказать: 1. Уличное искусство – это то, что делает уличный художник. 2. Уличное искусство существует только на улице, никак иначе. Четыре главные стороны уличного искусства выглядят так: идея/место, внутреннее/внешнее, временное/внешнее, своё/общее. Временность – сильнейшая сторона уличного искусства. Эта слабость делает его живым, значит равным человеку, близким человеку. По-большему счёту, действительно важных вещей не много, сложность заключается в том, чтобы постоянно помнить о них. Существует несколько языков, способных напоминать об этих идеях. Уличное искусство – один из них».
 
В результате деятельлности райтеров, как отметила Ирина, улицы становятся галереями: изменяется городская среда, создаются уникальные маршруты. Улицы просят заботы. Райтеры могут работать с заброшенными или неухоженными территориями, проводить ре-дизайн типовых городских объектов (таксофонов, электрощитов, трансформаторных будок), бороться с такими явлениями как агрессивная и некачественная реклама, заниматься реконструкцией дворов и детских площадок, развитием и просвещением местного сообщества.
 
Улицы можно использовать как пространство высказывания и диалога. С помощью стрит-арта можно актуализовать острые социальные вопросы.
 
Улицы, также, являются частью бренда города. Райтеры могут создавать объекты, основанные на социальном и историческом контексте места, создавать новые легенды и городские мифы через арт-объекты, продвигать уличное искусство как объект туристического внимания.
 
Ирина завершила своё выступление словами: «Пусть улицы будут праздником искусства для всех».
 
После презентации прошла дискуссия, в ходе которой обсуждались следующие вопросы: Какой фестиваль «Здесь» нужен Воронежу? Какие уникальные форматы возможны? Какие варианты партнёрства и межсекторного сотрудничества могут быть? В ходе дискуссии наиболее активно проявил себя воронежский райтер Денис, который рссказал о том, как можно демаргинализировать уличное искусство, предложил множество интересных идей.
 
Одна из идей, предложенных в ходе дискуссии – создание единой концепции стрит-арта. Ирина отметила, что это было бы замечательно, но могут возникнуть бюрократические сложности. По её словам, было бы неплохо, если бы в команде фестиваля «Здесь, был бы ещё и архитектор.
 
Наиболее активное обсуждение вызвал вопрос об отображение в стрит-арте актуальных социальных проблем: нужно ли с его помощью выставлять напоказ ужасные стороны жизни, или же стоит изображать только светлое, радостное? Была высказана точка зрения, что не нужно изображать только светлое, а не то получится, что «на голову надеты розовые очки». Денис возразил на это: «нельзя рисовать только что-то ужасное. Если рисуешь что-то грустное, то нужно обязательно указать и выход из этой ситуации».
 
В ходе дискуссии было высказано множество других интересных предложений. Участники дискуссии обменялись контактами: некоторые из участников нашли райтеров, которые могут создать интересующие их произведения искусства. Так что, уличное искусство – это вовсе не обязательно какое-то «хулиганство, нарисованное на заборе». Это может быть и настоящим искусством.   

Автор: 
Георгий Мацуга