В воронежском философском клубе обсудили вопросы взаимосвязи языка и философии

21 апреля в книжном клубе «Петровский» прошла очередная встреча философской группы 'philosophia-up-to-date', посвящённая проблемам философии языка. На этот раз, встреча прошла не в конференц-зале, а за столиками в коридоре книжного клуба: оба конференц-зала были заняты. Там проводились мероприятия детского книжного фестиваля.
 
М. Хайдеггер утверждает, что "язык есть дом бытия", в котором скрыты питательные корни народного сознания. Докладчиком семинара был аспирант кафедры культорологии ВГУ Андрей Юрьевич Коробов-Латынцев. В своем выступлении он поставил вопрос о связи между языком как вместилищем народной мудрости и философией как попыткой осмыслить бытие, используя свой собственный, особый язык.
 
Одна из основных мыслей докладчика – каждая философская концепция вырабатывает свой собственный язык. Например, некоторые тяготеют к языку науки, а другие концепции стремятся от него уйти, оторвавшись от академизма. Другой момент, на который обратил внимание Андрей Юрьевич, заключается в том, что философия «начинает говорить» в какой-то момент. Но до этого момента она проходит период молчания. Но здесь возникает вопрос о том, где была философия в тот момент, когда она «молчала». С помощью формального языка невозможно описать те вещи, которые не являются рациональными.  В связи с множеством языков, используемых различными концепциями, возникает вопрос: какой язык приоритетнее. Также, докладчик обратил внимание на то, что существует некое противоборство между философами и языком. Согласно выражению Делёза, «единственный способ сохранить язык – напасть на него».
 
Участников дискуссии интересовали вопросы о том, возможно ли создание нового языка, который вберёт в себя идеи философии жизни и экзистенциализма, «при существовании изначально, как нечто сакральное», допустимо ли использование старых языковых форм в новой реальности. Также, был поднят вопрос о революционном воздействии языка формальной логики на общество. Михаил Прасолов, услышав этот вопрос, усомнился в том, что в данном случае можно говорить о какой-то революционности, сказав, что только изобретение киборга заставит его поверить в существование этих революционных преобразований. Участники  дискуссии  начали искать критерии, в соответствии с которым определяется степень революционности воздействия языка на общество и, похоже, сошлись на мнении, в соотвествии с которым «У верблюда два горба, это значит: жизнь – борьба».
 
Игорь Гаспаров сказал, что даже изобретение киборга не заставит его поверить в революционоыть преобразований, вызванных изобретением формальной логики, и поделился интересной идеей насчёт взаимосвязи философии и языка, изложенной в книге Оуэна Фланагана «Мозг бодхисатвы» (книга ещё не переводилась на русский язык). В соответствии с этой идеей философские концепции следует рассматривать как образы жизни, а язык – способ их выражения. Например, Сократ и Платон тяготели к обыденному языку, а представители современной скандинавской философской школы – к языку формальной логики. Это – различные стили философствования. По мнению Игоря Гарибовича «Есть мудрость, есть люди, которые её ищут, есть способы, посредством которых её ищут. Следует использовать все средства, которые у нас есть. Формальная логика – лишь одно из них».
 
 Было рассмотрено ещё множество философских вопросов, но дискуссия так и осталась незавершённой, как, возможно, все философские дискуссии.

Автор: 
Георгий Мацуга

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.