В Воронеже обсудили имяславие как философскую и богословскую проблему

Вчера 10 февраля в Книжном клубе «Петровский» прошла встреча группы "philosophia-up-to-date", посвящённая обсуждению исторических, богословских и философских аспектов русского имяславия – религиозного учения, возникновение и распространение которого около 100 лет назад среди монашества Афона спровоцировало острую полемику между представителями различных групп православного духовентсва и привело, даже, к кровопролитному подавлению «мятежа» афонских монахов в 1913 г. Что вызвало этот спор? Какие богословские и философские проблемы он затронул? Каковы связи имяславия и византийского богословия и философии? Чем интересно имяславие для философии языка, символа и знака? Что роднит Имя Бога и икону? Какой мистический опыт выразился в имяславии и каковы пределы его богословского и философского осмысления? Обо всём этом на семинаре рассказал доктор философских наук Михаил Алексеевич Прасолов.
Лекция Михаила Алексеевича была разделена на три части: историческую, богословскую и философскую. Много интересного можно было узнать из истории. Например, о том, что император Николай II, оказывается, сочувствовал имяславцам и не одобрял их притеснений со стороны высших иерархов Православной Церкви. Это навлекло даже на императора обвинения в ереси. Интересно, также, и то, что, по словам Михаила Алексеевича, военная операция по подавлению «мятежа» Афонских монахов, проведённая 3 июля 1913 г. по приказу Шебунина – российского консула в Константинополе (?!) – не была согласована с Военным министерством Российской империи. Во время подавления «мятежа» многие монахи были ранены и, по неофициальным данным, четверо из них – убиты. После этого сотни монахов были выселены с Афона и доставлены в Россию. В 1914 г. отношение российских властей к имяславцам смягчилось, но обвинение в ереси не снято Русской Православной Церковью с данного учения вплоть до настоящего времени. Стоит, также отметить, что после событий июля 1913 г. русское монашество на Афоне до настоящего времени не восстановилось: даже сейчас русских монахов там на порядок меньше, чем в 1913 г.
В богословской части своей лекции Михаил Алексеевич рассказал об истоках имяславия, его особенностях и о сути начавшегося в 1909 г. спора между имяславцами и имяборцами. Повод для начала этого спора дало содержавшееся в опубликованной в 1906 г. книге схимонаха Иллариона (Домрачева) «На горах Кавказа» утверждение о том, что «Имя Бога есть Сам Бог». Сама книга была первоначально благожелательно встречена руководством Православной Церкви. Но ситуация изменилась в 1909 г., после того, как афонский инок Хрисанф по поручению некоторых видных деятелей Церкви (в частности, члена Правительствующего Синода архиепископа Волынского Антония (Храповицкого)) написал крайне негативную рецензию на книгу. Примечательно, что ещё в 1908 г. написание негативной рецензии было поручено иеромонаху Антонию (Александру Ксаверьевичу Булатовичу, который известен, также, как путешественник, учёный, исследователь Эфиопии). Но книга произвела такое впечатление на него, что он отказался давать отрицательный отзыв и, впоследствии, стал разработчиком учения имяславия и, фактически, лидером этого религиозного движения. В своей лекции Михаил Алексеевич убедительно доказал, что основное положение имяславия, кратко выраженное словами о. Павла Флоренского «Имя Божие есть Бог; но Бог не есть имя» логически следует из учения св. Григория Паламы. Следует особо отметить, что постановление Константинопольского собора 1351 г. объявило анафему противникам данного учения, после чего оно стало официально признанным Православной Церковью. Но стоит отдать должное и имяборцам: многие их доводы, направленные на опровержение имяславия, с чисто логической точки зрения выглядят убедительно. Это, однако, никак не оправдывает действий, предпринятых российскими властями против афонских монахов в 1913 г.
В философской части лекции Михаил Алексеевич рассказал о том, какое влияние оказало имяславие на дальнейшее развитие русской философии. В то время, как руководство православной Церкви осудило имяславие, многие видные представители православной общественности поддержали данное учение и, даже, развили на его основе множество философских концепций. Прежде всего здесь следует отметить таких философов как П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков и А. Ф. Лосев. Именно они стали главными теоретиками особого течения в русской философии 10 – 20 гг. XX в. – философии имени. При знакомстве с их теориями становится понятно, что суть спора между имаяславцами и имяборцами восходит далеко за пределы богословия и внутрицерковных вопросов. Ведь причина того, что подобные споры возникают, заключается в наличии проблемы референции. Суть этой проблемы в том, что мы до сих пор точно не знаем о природе взаимосвязи между знаком и обозначаемым им предметом. Кто-то считает, что здесь есть какая-то мистическая связь. Философы и лингвисты разрабатывают различные концепции, пытаясь разрешить эту загадку. Но не существует какой-то общепризнанной версии её разрешения.
Судя по словам Михаила Алексеевича, различие между образами мысли имяславцев и имяборцев можно упрощённо представить следующим образом. На стороне имяславия: платонизм в решении вопроса об универсалиях; идеализм в теории бытия; интуитивизм в теории познания; опора на опыт мистических прозрений в религиозной практике; ориентация на византийскую традицию в истрико-географическом плане. На стороне имяборчества: номинализм в решении вопроса об универсалиях; материализм в теории бытия; эмпиризм в теории познания; опора на логику и богословскую учёность (в этом, правда, Михаил Алексеевич усомнился) в религиозной практике; ориентация на западно-европейскую традицию в историко-географическом плане.
В заключительной части встречи присутствующие задавали вопросы докладчику. Были вопросы о сходстве обсуждаемой полемики с философскими дискуссиями, которые велись в среде неопозитивистов в 1920 – 30 гг., об отношении имяславия к позитивизму, об отношении докладчика к имяславию, о присвоении Богом имени самому себе, о возможности использовать любое имя для обозначения любого лица или предмета и много других. В заключение, присутствовавший на семинаре воронежский общественный деятель и философ Владимир Комаров прочитал посвящённое имяславцам стихотворение Осипа Мандельштама:
И поныне на Афоне
Древо чудное растёт,
На крутом зелёном склоне
Имя Божие поёт.

В каждой радуются келье
Имябожцы-мужики:
Слово — чистое веселье,
Исцеленье от тоски!

Всенародно, громогласно
Чернецы осуждены;
Но от ереси прекрасной
Мы спасаться не должны.

Каждый раз, когда мы любим,
Мы в неё впадаем вновь.
Безымянную мы губим
Вместе с именем любовь.
Мероприятие было организовано группой "philosophia-up-to-date", которую возглавляет Игорь Гарибович Гаспаров – психолог, кандидат философских наук, один из лучших в России специалистов по аналитической философии. Группа существует с января 2009 г. В рамках неё в Воронеже регулярно проводятся семинары, посвящённые обсуждению философских проблем.

Автор: 
Георгий Мацуга