Мой любимый преподаватель математики. Часть 2.

Первая часть сочинения уже была опубликована на нашем сайте.

3. Заключение.
 
«Всякий педагогический процесс является весьма сложным и многогранным явлением, включающим в себя, в частности, очень важный вопрос воспитания личности, ибо для того, чтобы быть полноценным специалистом, недостаточно иметь хорошую квалификацию в своей области. Рано или поздно, на том или ином уровне каждому приходится сталкиваться с задачами, которые быть может, и имеют специальный характер, но для принятия решения по которым оказывается недостаточно расчёта, основанного на знании, а приходится принимать во внимание другие факторы, руководствоваться чувством долга, нравственными принципами, моральными нормами. Уважение к общественным ценностям само собой не появляется – оно вырабатывается, оно воспитывается» - пишет Л.Д. Кудрявцев. И я с ним полностью согласна. Обучение математике, как и обучение, любому другому предмету, должно содержать воспитательный аспект. Преподавателю математики необходимо помнить, что воспитать в учащихся можно только те качества, которыми обладаешь сам. Чтобы воспитать в учащихся доброту, внимательность, любовь друг к другу, необходимо самому в общении с ними быть добрым, внимательным, относиться к ним с любовью. Тоже относиться и к самому предмету. Преподаватель, который не любит преподаваемый им предмет, вызовет у учащихся, скорее всего, нелюбовь к своему предмету, напротив, преподаватель, любящий математику может привить любовь к математике и у своих учеников.
 
Одна из важнейших целей, которую должен достигнуть преподаватель математики – это вызвать у учащихся интерес к математике. Часто математически одарённые дети не развивают в полной мере свои способности из-за того, что математика в школе была скучной и не интересной. Я занимаюсь с детьми в христианской воскресной школе. Однажды дала им задание, развивающие логические навыки мышления: расшифровать, зашифрованный цифрами, библейский стих. Увидев цифры, один мальчик, жалобно, и в тоже время возмущённо воскликнул: «Это математика! Я не знаю математики, я не могу это решить, у меня по математике двойки и тройки…» Пришлось успокоить ребёнка, сказав, что здесь нет математики, и он может выполнить это задание. Ему, действительно, было труднее, чем другим детям, понять, как делать это задание. Но с моей помощью он всё-таки разобрался и в итоге был очень рад этому! На следующем уроке, когда я дала это задание девочке, которая не присутствовала на предыдущем уроке, он с большим энтузиазмом взялся ей объяснять, как его выполнять.
 
Какой вывод можно сделать из этого примера? Учитель математики, сделал математику настолько ненавистным предметом у ребёнка, что при виде цифр, мальчика охватила паника, чувство полного бессилия перед выполнением задачи. Оценки «два» и «три» полностью лишили его веры в свои возможности по освоению математического материала. Из опыта общения с ним я могу заключить, что у этого ребёнка нет никакой природной ограниченности, и он способен освоить математический материал, в той мере, в которой этого требует школьная программа. Ограниченность способностей, здесь очевидно имеет место у его учителя.
 
Хочу заметить, что я не против отрицательных оценок (2,3). Они могут оказывать положительное воздействие на учащихся, здесь всё зависит от того, как их ставят.
 
Я против либерализации оценки «три», так как она тоже должна быть заслужена. Тройка, которая по факту равна нулю, портит учащихся. Человек, получив «три» просто так – ничего не делая, может вообще перестать задумываться о работе по освоению изучаемого предмета. А после получения, заслуженного бездельем «неуда», перед учеником: во-первых, встанет задача, как получить удовлетворительную оценку; во-вторых, это может заставить ученика задуматься «до чего он докатился» и «как он дошёл до жизни такой», результатом рефлексии может стать диаметральное перенаправление позиции в отношении к изучаемому предмету.
 
Самая лучшая оценка – это оценка объективная. И как я отметила выше, отрицательные оценки должны не вводить в учащегося в апатию, а стимулировать его к улучшению своей подготовки по изучаемому предмету. А положительные оценки должны служить наградой за старания. Если ученик, который постоянно получал отрицательные оценки (2,3), вдруг подготовился немного лучше, чем во все предыдущие разы, очень важно отразить это в оценке его работы. Не лишним будет и похвалить его на весь класс (группу), порадоваться за него, сказать, что он приятно удивил своего преподавателя!
 
Мне очень не нравиться пятибалльная система оценки, как раз, потому что она не всегда даёт возможность отметить улучшение в работе учащегося и при этом сохранить объективность оценки его знаний. Ясно, что, например, между «тройкой» и «четвёркой» скрывается несколько промежуточных оценок, их не совсем удачно пытаются обозначать плюсами и минусами. Более правильной я считаю 20-ти балльную систему оценки, принятую во Франции. Почему не 50-ти и не 100 балльную? Потому что при последних двух, исчезает словесный эквивалент каждой оценки. А он не мало важен, так как взывает к ценностно-моральному аспекту обучения.
 
Наиболее полно могут раскрыться качества педагога-воспитателя в личных беседах преподавателя и учащегося. Хорошим поводом для таких бесед является обязательная сдача учащимися индивидуальных заданий. Такая беседа может дать представление не только о знаниях учащегося непосредственно по математике, но и о его внутреннем мире. Дать о нём представление как о человеке вообще. В этих беседах преподаватель может дать действительно важный совет, оказать по существу нужную помощь, оказать полезное влияние.
 
Для того, что бы быть хорошим преподавателем математики нужно обладать самокритикой. Необходимо искать причину неуспеваемости учащихся, в первую очередь, в себе, а не в учащихся. Стремиться постоянно повышать своё педагогическое мастерство.
 
Очень важно в работе преподавателя, принимать во внимание изменяющиеся социально-экономические условия жизни учащихся. Причиной неуспеваемости либо плохой успеваемости часто выступает чрезмерный труд студентов – эта одна из проблем, порождаемых капитализмом. Непонимание этого со стороны преподавателя, обвинение студента в лени и отсутствии целеустремлённости может привести к полному безразличию студента к образовательному процессу. Нет ничего более обидного для трудящегося человека, чем обвинение в лени и безделье.
 
Поступая на математический факультет, я смутно представляла, чем буду заниматься после его окончания, но даже не допускала мысли, что буду учителем математики. Прошли годы, и я осознала, как велико значение учителя математики! Теперь я даже и не думаю, о другом роде деятельности и уже после окончания бакалавриата пойду учить детей математике! Именно на этом месте я смогу принести наибольшую пользу обществу!

Автор: 
Редакция