Мой любимый преподаватель математики. Часть 1.

Попалась в руки старая флешка. Просматривая папки наткнулась на сочинение, которое мне задали написать на 4-м курсе (2010 год) по предмету «Методы преподавания математики». Решила поделиться, потому что самой стало интересно вновь его прочитать. Конечно очень многое с тех пор поменялось. Поменялось в части моих собственных жизненных планов, но представление о принципах правильного построения учебного процесса осталось тем же. Тема сочинения «Мой любимый преподаватель математики». Разбила на две части. Публикую первую.
 
1. Роль преподавателя математики в современном обществе.
Современное общество стремительно отучается думать, многие люди сегодня не способны делать простейшие логические выводы – в этом, по моему мнению, отчасти виноваты и учителя математики. Ведь в ходе изучения математики у учащихся должны формироваться навыки логического мышления. И если у подавляющего большинства учащихся к окончанию школы такие навыки отсутствуют, это говорит о том, что всё изучение математики в школе было бессмысленно. А учитель, который их не научил думать, совершил преступление не только против этих учащихся, но и против всего общества в целом. Так как человек, который не способен логически мыслить, опасен для общества, даже если он очень добр. Этот человек легко управляем, легко внушаем, он не способен различать добро и зло. Его легко убедить в том, что белое – это чёрное, а чёрное – это белое. Поэтому те, кто выбрал профессию преподавателя математики, должны отдавать себе отчёт о степени ответственности, которая лежит на них.
 
2. Особенности деятельности и личности Царева Сергея Львовича, кандидата физико-математических наук, доц. КММ.
2.1. Биографические данные.
Бабушка, с которой Сергей Львович провёл детство, была учителем начальных классов. Она оказала большое влияние на личностное становление Сергея Львовича.
Царев С. Л. закончил математический факультет ВГУ, тема дипломной работы: «Теорема о сравнении конечномерной редукции гладкой вариационной задачи», научный руководитель: Сапронов Ю. И., доктор физико-математических наук, профессор.
Работал в школе в период с 1998-2000 гг. На данный момент работает в ВГУ, кафедра математического моделирования.
 
2.2. Применяемые методы и педагогические технологии:
 
а) С одарёнными математически детьми.
Такие дети обычно сами весьма заинтересованы в предмете, поэтому работать с ними просто. Главное: не отбить у них интерес к математике. Для этого необходимо решать с ними интересные, нестандартные задачи. Но так же важно не перегрузить их. Может случиться так, что в результате перегруженности получаемой информацией и практической невозможности её освоить даже способный учащийся может потерять интерес к изучаемому предмету.
Обучение должно быть таким, чтобы в его процессе учащийся, получая знания, удивлялся и восхищался мудростью тех, кто принёс людям эти знания, удивлялся и восхищался гармонией (а там, где её нет, удивлялся дисгармонии) вещей, с которыми его знакомят, чтобы он знал смысл и ценил значение приобретаемых знаний.
 
б) С массовым учеником.
Важно вызвать у этих учеников интерес к изучению математики. Показать, что математика – очень интересная наука и освоить её может каждый! Также необходимо попытаться выявить детей, математически одарённых, которых ошибочно считают детьми со средними способностями. Возможно, эти дети не реализуют полностью свой математический потенциал по каким-то психологическим или социально-экономическим причинам. После выявления этих причин, нужно попытаться их устранить совместно с родителями и при необходимости школьным психологом, социальным педагогом.
Не следует перенапрягать этих детей. Необходимо ориентироваться на умение решать задачи, так как именно умение решать задачи свидетельствует, о том, что человек научился обрабатывать математический материал.
 
в) С отстающими учениками.
Ошибочно считать пересдачи – единственным методом работы с отстающими студентами. Часто причиной неуспеваемости является неуверенность в собственных возможностях по освоению математического материала. В этом случае необходимо: внушить учащемуся уверенность в его собственных силах и оказать ему помощь.
Безусловно, очень полезным является регулярный контроль над работой учащихся. Правильно поставленный, он помогает им организовать систематические занятия, выявить в изучаемой дисциплине главное и основное, распределить нужным образом время занятий, а преподавателю оказать учащемуся в нужный момент необходимую помощь – всё это является надёжной гарантией успеха обучения.
 
2.3. Результативность деятельности преподавателя.
Результативность высокая. Большинство студентов, писавших дипломные работы под руководством Сергея Львовича, сдают государственные экзамены отлично.
 
2.4 Любимые предметы и преподаватели на математическом факультете.
Среди любимых преподавателей Царева Сергея Львовича: Садовский Б.Н., Пенкин О.М., Зобин Н.И., Сапронов Ю.И., Близняков Н.М.
Во время обучения больше всего нравились спец. курсы, так как они ближе к теме дипломной работы. Преподавать тоже интереснее спец. курсы, так как они ближе к реальной науке.
 
2.5. Особенности личности как человека.
Сергей Львович очень интересный человек. Он совмещает в себе математика и священнослужителя. И я думаю, что одно обогащает другое! Будучи математиком, он выработал высоко систематичный подход ко многим богословским вопросам и задачам в церковной деятельности, например, в катехизации. В свою очередь профессия священника помогла выработать личностно-ориентированный подход в работе со студентами математического факультета, что является немало важным аспектом деятельности преподавателя математики.
Любимым видом спорта Сергея Львовича является футбол. Футбольной теме он посвящает много постов в своем блоге.
Блог так же является и одним из средств связи со студентами. Через личные сообщения можно проконсультировать по курсовой или дипломной работе.
Одним из увлечений Сергея Львовича является чтение художественной литературы. Его любимый писатель – Гоголь, потому что близок внутренне.
Серьезных проблем за всё время работы преподавателем в общении с учащимися и их родителями не возникало. В общении с людьми Сергей Львович всегда вежлив. Заметно хорошее воспитание.
В беседе со мной Сергей Львович отметил несколько важных качеств хорошего преподавателя: компетентность в преподаваемом предмете, методическая подготовка, умение работать с людьми. Стремясь к вершине педагогического труда, он наблюдает за старшими коллегами, у них всегда есть чему поучиться. Также считает очень полезным чтение соответствующей литературы.

Автор: 
Нина Беляева