Михаил Аксёнов рассказал воронежцам о том, как решить проблему пробок на дорогах

28 июня в малом зале книжного клуба «Петровский» в рамках фестиваля «Город прав»  прошла лекция о городе и общественном транспорте. Прочитал лекцию городской активист и сопредседатель организации "Город и транспорт" Михаил Аксенов.
 
Ниже приведено примерное изложение содержания лекции.
 
Со временем автомобилей в городах становится всё больше, транспортная система начинает с этим не справляться, и возникает то, что мы сегодня видим в Воронеже – пробки. Эти процессы происходили в США в 1930-е гг., в Европе в 1950-е гг. Сейчас они происходят в России. Сегодня у нас есть возможность улучшить систему городского транспорта, учитывая опыт других стран, и не повторяя ошибок.
 
В Воронеже приходится 325 автомобилей на 1000 жителей, а в городах США от 500 до 1500. Если у нас уже сейчас столько проблем, то сколько их будет когда количество автомобилей возрастёт в несколько раз?!
 
Многим кажется, что лучший способ борьбы с пробками – это строительство новых дорог, расширение дорог, строительство развязок, эстакад и т. д. На самом деле, это – тупиковый путь. Если дорог будет больше, то пробок сколько было, столько и останется. Просто в них будет стоять больше автомобилей. Единственный способ борьбы с пробками – это ограничение использования автомобилей, и, как ни странно, ограничение использования парковок. При этом, нужно подчеркнуть, что автомобилизация – это благо. Увеличение количества автомобилей свидетельствует о росте благосостояния. Но строительство избыточного количества дорог и попытка создания городской среды, удобной для автомобилистов, а не для пешеходов – это не тот способ, с помощью которого следует решать проблему пробок.
 
Далее был продемонстрирован отрывок из фильма «Огорожено» как пример успешного решения транспортных проблем в развивающихся странах. В данном отрывке рассказывалось о транспортной системе TransMilenio, созданной в Боготе. Эта система по принципу организации похожа на метро, но – надземная и оснащена автобусами. То есть, своего рода, «метро на колёсах».
 
Принципы построения эффективной системы городского транспорта были изложены Вуканом Вучиком в книге «Транспорт в городах, удобных для жизни» (справка: Вукан Вучик (англ. Vukan R. Vuchic, серб. Vukan Vučić; род. 14 января 1935, Белград, Сербия) — урбанист, профессор Пенсильванского университета, был экспертом Министерства транспорта США, первый человек, награждённый медалью доктора Фридриха Ленера, которая вручается людям, посвятившим свою жизнь развитию систем городского общественного транспорта и преуспевшим в этом, получил награду Уилбурга С. Смита за выдающиеся преподавательские достижения в сфере транспорта).
 
Принципы транспорта в городах.
№1 Иерархия приоритетов. Главные – пешеходы.
№2 Два контура автомобильной сети – улицы и фривэи (вне пятна жилой застройки)
№3 Каждый кусок городского пространства – улицы, проезда, тротуара, двора – имеет собственника.
№4 Парковка за немногими исключениями – платная (стоимость растёт по направлению к центру).
 
Иерархия приоритетов в городе (от более важных к менее важным):
1. Пешеход (пешеходы – это не только молодые и здоровые)
2. Велосипедист
3. Общественный транспорт
4. Движущийся автомобиль
5. Припаркованный автомобиль.
 
Необходимы изменения в управлении перевозками:
1. Создение единого оператора общественного транспорта
2. Работа по системе «муниципальный заказ» (диспетчеризация, сбор выручки, расчёт выплат перевозчикам)
3. Изменение системы распределения маршрутов (контроль пассажиропотоков, моделирование транспортной системы, взаимодействие с организациями, взаимодействие с населением).
 
Необходимо, также произвести изменения в финансировании системы общественного транспорта: внедрить транспортную карту. Это позволит перейти на безналичный расчёт, совместить систему с УЭК, с телефонами, выполнять социальные функции, отменить «народный маршрут», стимулировать транспортную активность (1 бесплатная пересадка в течении 90 минут), выпускать сезонные варианты транспортной карты.
 
Также, важна подготовка сценариев-прогнозов для города на электронной модели. Подобные модели уже используются в некоторых городах России (например, в Самаре). Для разработки и внедрения такой модели нужны всего лишь несколько миллионов рублей. Но в Воронеже до сих пор продолжают тратить десятки миллионов рублей на разработку решений в области управления транспортом.
 
Различают макромоделирование (компьютерная модель всего города/региона) и микромоделирование (имитационные модели для отдельных участков, разработанные на основе макромодели). С помощью макромоделирования можно разрабатывать оперативные и долгосрочные прогнозы транспортной потребности, пассажиропотоков, интенсивностей движения на участках сети и т.д. С помощью микромоделей можно оценивать влияние типа пересечения дорог на пропускную способность, проектировать, оценивать и тестировать влияние режима работы светофора на характер транспортного потока, оценивать транспортную эффективность предложенных мероприятий, анализировать возможность предоставления приоритета общественному транспорту и мероприятий, направленных на приоритетный пропуск трамваев, моделировать остановки общественного транспорта, учитывая их взаимное влияние и т. д.
 
Организацией «Город и транспорт предлагаются, также, следующие изменения: автобус: замена подвижного состава (на автобусы, предназначенные для внутригородских поездок: см. фото), отмена дублирующих маршрутов, улучшение обслуживания удалённых районов, изменение графиков работы; троллейбус: закупка подвижного состава (см. фото), развитие инфраструктуры, открытие новых маршрутов. Троллейбусные маршруты, которые предлагается открыть: ДК Кирова – ул. Новосибирская (Машмет), ЖД Вокзал «Воронеж-I» -ул. Ворошилова (по ул. Кольцовской), ул.Шишкова – ул. Ленина (по 45-й Стрелковой Дивизии)+восстановление линий по ул. Домостроителей-Маршака-20-Лет. Октября.
 
Также, Михаил Аксёнов ответил на вопросы слушателей. В-частности, на вопрос о строительстве метро в Воронеже он сказал, что категорически против: строительство метро обойдётся городу в сумму, сопоставимую с годовым бюджетом города. То есть, в городе денег на строительство метро нет, а с вышестоящих уровней такие деньги Воронежу никто не даст. Кроме того, стоимость строительства инфраструктуры для легкорельсового трамвая во много раз дешевле, чем стоимость строительства метро, а пропускная способность легкорельсового трамвая не намного меньше, чем у метро. Поэтому, Михаил Аксёнов и организация «Город и транспорт» активно продвигают идею легкорельсового трамвая в Воронеже. Глядя на диаграммы, приведённые Михаилом, я отметил, что пропускная способность легкорельсового трамвая лишь ненамного больше, чем у обычного трамвая, а стоимость строительства инфраструктуры в несколько раз больше. Михаил, обрадовавшись моему вопросу, ответил: «В данном случае приведена такая высокая стоимость для легкорельсового трамвая, исходя из соображений, что часть путей будет проходить под землёй». В любом случае, судя по приведённым данным, применение легкорельсового трамвая гораздо выгоднее для Воронежа, чем метро.
 
На вопрос об изменениях на Памятнике Славы Михаил ответил, что эти изменения благотворно казались на транспортной системе города: «У градовских автобусов круг стал меньше на 12 минут». Однако, как отметил Михаил, имел место и конфликт интересов: переходить дорогу у Памятника стало сложнее.
 
В завершение мероприятия, Михаил рассказал о проводимом организацией «Город и транспорт» сборе подписей под петицией о необходимости запрета строительства дороги на месте пешеходной зоны по ул. Карла Маркса.

Автор: 
Георгий Мацуга

Комментарии

Автор выступления чистейшей воды популист-демагог оторванный от реальности и базирующийся на российских традициях решения всех вопросов - "всё запретить" - парковку,  автомобили, оставить это всё только для элиты и активистов всяких там движений! так проще. Пусть все остальные ходят пешком из района в район "поколено" в грязи и в пыли и переплывая по пути десятки гиганских луж после даже маленького дождика. 
Вот сам автор выступления и пусть ходит пешком и ездит в этом ощарпаном и загаженом общественном транспорте - автобусах списанных в европе еще 50 лет назад и сбагренных к нам.

Избавиться от пробок просто - не выдавать права и законодателььно запретить продавать автомобили людям, страдающим манией величия. Именно они, не уступающие друг другу и пешеходам дорогу по правилам и пытающиеся обгонять всех и вся и становятся причинами пробок. Других причин нет. Нужен законодателььный запрет на приобретение и управление автомобилями параноиками.