День российской науки есть. А есть ли наука?

Вроде бы есть, но большинство о ней не знает. Потому что, оторвавшись от производства, она оторвалась от общества. Оторванность от потребностей общества в совокупности с безразличием государства привела российскую науку к обнищанию. Низкие заработные платы резко понизили социальный статус преподавателей вузов и школьных учителей. Как следствие, потеря интереса к данным видам деятельности у молодых талантливых специалистов. Нет интереса к знаниям – нет науки.
 
Но проблема глубже, за потерей интереса следует снижение людей способных заняться наукой. То есть даже если, вдруг государство решает увеличить финансирование научных исследований, то людей способных к качественным исследованиям не так просто будет найти. Причина данного явления – стремительная деградация школы.
 
Как только начинают говорить об учителях, часто можно услышать слова: ну ведь они же репетиторством могут себе заработать. Да, это действительно так, те, кто может научить детей какому-то предмету могут заработать частными уроки. Но вот только зачем им тогда общеобразовательная школа? Талантливые учителя начинают уходить в репетиторство, где доходы в 3-4 раза выше. Школа остаётся без молодых специалистов. Фактически исчезает общедоступное образование, а значит, возрастает количество не выявленных талантов, а это как раз и есть тот неиспользуемый потенциал общества, который мог бы стать двигателем науки как это было Советском Союзе. Становится ясно, что, не меняя ничего в школе, нельзя получить науку, польза от которой ощущалась бы всем обществом.
 
Кто-то возразит, указав, что зарплаты учителей растут. Ведь нередко слышишь, что средняя зарплата учителя достигнет 20 и даже 25-ти тысяч. Но никто же не живёт средней зарплатой, каждый живёт своей конкретной. Поэтому правильнее было говорить о минимальной заработной плате учителя и преподавателя, ниже которой она опускаться не должна. А так при средней зарплате за 20, люди могут получать 10.
 
Безусловно, секрет развития образования и науки в советском обществе заключён не только в заработной плате, хотя при Сталине профессор получал зарплату в 2 разу большую, чем секретарь обкома партии. Но не только в этом причина. Была сильная идеологическая мотивация. Занимаясь научными исследованиями, человек мог ответить, зачем он это делает. Он мог с гордостью сказать, что работает для того чтобы сделать труд других людей проще, жизнь удобнее и самое главное он своими исследованиями он мог укрепить обороноспособность своей Родины. То есть учёный – это  тот, кто был полезен всему обществу и государству в целом.
 
А что Вы думаете о состоянии науки и образования в России?

Автор: 
Нина Беляева